Добро пожаловать на сайт! карта сайта

 

 

 

/ Имитация художественных техник / Техники рисунка и живописи

 

Bookmark and Share подписка на рассылку

Техники рисунка и живописи

ТЕХНИКА ИСКУССТВА, ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne — "искусство, умение") — система материалов, инструментов и приемов работы художника — все, что непосредственно связано с материальным воплощением творческого замысла. С одной стороны, техника определяется природными возможностями используемого художником материала, а с другой — методикой как системой способов, средств и закономерностей творческого процесса. Методика, в свою очередь, зависит от творческого метода и стиля. Индивидуальные особенности техники художника называют манерой, или почерком. В манере соединяются элементы методики и техники. В тех случаях, когда техническая сторона творчества достаточно сложна, требует особых знаний, опыта, специального оборудования, мастеров и налаженного производства, говорят о технологии (от греч. techne — "искусство" и logos — "знание, учение").

 

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.

http://slovari.yandex.ru/

 

 

Рисунок и техники печатной графики


Графика (греч. graphikē, от gra phoЇ — пишу, черчу, рисую), один из видов изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные произведения (гравюры). Слово «графика» долгое время обозначало письменность. Этот вид искусства и поныне сохраняет родовую общность со знаками, символами, древними письменами (например, египетскими иероглифами). Графика родилась из «прикладных», практических потребностей живописцев, архитекторов, скульпторов, использовавших рисунки в качестве подготовительных набросков, архитектурных планов и т. д. Первыми гравёрами были мастера, изготавливавшие печати.
Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в начале 20 века.
Это, прежде всего, искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги.
Её главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством — она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно чёрно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр — карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.
Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика.

Рисунок — какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов.
Рисунок может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре.
Одним из излюбленных художниками материалов для рисунка остается графический карандаш. С его помощью можно создавать линеарные или тональные изображения (линией или штрихом). Чаще для рисунков используют мягкие стержни - от 2М до 6М и более. Приятны в рисунке цанговые мexaнические карандаши с толстым мягким графитом. Удобны для выполнения быстрых набросков рисовальный уголь, сангина, одноцветная пастель (черная, ко­ричневая, серая, белая).
Уголь как рисовальный материал использовался художниками еще в глубокой древности (кусочки древесного угля из потухшего костра). Рисовальный уголь дает глубокий бархатистый черный цвет, а разной силой нажима можно передать множество тональных переходов: от слабо-серого — до гycтoгo черного. Углём можно выполнять как быстрые, так и длительные зарисовки. Он очень удобен, податлив и приятен в работе. Углем можно рисовать на любой бумаге: оберточной, обоях, картоне, но лучше использовать плотную шероховатую бумагу. Углем, сангиной, мелом, пастелью можно рисовать и линией, и пятном, быстро закрывая большие поверхности бумаги. Рисовать можно и острым кончиком, и широкой поверхностью. Этот материал позволяет работать быстро, широко, разнообразно и даёт возможность создавать выразительные рисунки с богатыми тональными отношениями (от самого светлого до тёмного).
Уголь хорошо сочетается с другими художественными материалами - мелом, сангиной, пастелью, карандашом. Сделать угольный рисунок более светлым можно, если просто смахнуть лишний уголь кисточкой. Рисунки углем, так же как и рисунки выполненные мелом, сангиной, пастелью, необходимо закреплять, для чего используется специальный фиксатор.
Сангина — сыпучий, как и уголь, материал, но цвет сангины красновато- коричневый, так как делают ее из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать же, как и углем: линией, штрихом, точкой, пятном, используя прием растирания (растушевки).
Мел, школьный мелок, белая пастель — материал из рода сыпучих, крошащихся. Им работают так же, как и углём. Для мела необходима тонированная (неяркая, приглушенных тонов) шероховатая бумага.
Красиво соединение в изображении угля, сангины и мела. Мелом желательно выполнять рисунки на темном фоне или на черной бумаге.
Нередко художники используют графический материал соус — толстые стержни из прессованного красящего вещества, имеющего множество серых оттенков. Соусом можно работать сухим и мокрым способами, разводя его кистью с водой в местах, где необходимо подчеркнуть более темный оттенок. Рисунки, выполненные соусом, хорошо передают светотеневые особенности натуры.
Красивые выразительные зарисовки можно делать различными ручками, как перьевыми, так и стержневыми. Хороши для небольших рисунков гелевые и капиллярные ручки (белых, черных, серебристых оттенков), даже, несмотря на то, что они дают однообразный штрих. Интересные наброски делают тушью, исполь­зуя или мягкую кисть для изображения пятном, или перо для изображения штрихом и линией. Чередование светлых и темных пятен в изображении позволяет создавать различные контрастные сочетания.
Для рисунков пером хорошо подходит плот­ная глянцевая бумага, на которой тушь не рас­плывается.
Часто в рисовании используются фитильные карандаши — фломастеры, которые за­правляют специальной жидкой краской (чернилами) разных цветов. Ими выполняют как линейные, так и тоновые рисунки.
Акварелью можно выполнять как одноцветные, так и многоцветные зарисовки с помощью мягкой кисти. Используя технику заливки, можно выразительно передать большое пятно или его силуэт.
Разнообразные материалы и техники рисунка дают возможность передавать впечатление от увиденного, подчеркивать характер изображае­мого и выражать собственное отношение к нему. Часто художники комбинируют различные материалы, чтобы усилить выразительность рисунка.
Иногда рисунок выполняется художником как эскиз будущей живописной композиции или этюд с натуры. Это и своео6разные зарисовки — впечатления мотивов пейзажа или фик­сация характерных черт человека. Несколько штрихов, росчерк линии, живописное пятно на фоне, соединенные в одном изображении, — все это свойственно рисунку.
Наиболее типичный вид рисунка — линейный. Еще в древности для та­кого изображения использовали серебряный или свинцовый грифели, которые оставляли едва заметную линию. Старые мастера рисунка часто пользовались в изображении гусиным заостренным пером или тростниковой палочкой. Их четкие штриховки или длинные извивающиеся линии хорошо передавали динамику движения, но требовали от художника определенного мастерства, так как штрихи наносились без предварительного карандашного наброска и должны были быть точными и выразительными.
Очень распространены рисунки кистью — чернилами, тушью, акварелью и другими жидкими веществами. Для таких рисунков характерно исполь­зование пятен различной тональной насыщенности. При помощи четких по форме или размытых пятен художник передает пространство, световоздушную среду или форму предмета во взаимодействии со светом.
Соединение нервных, быстрых линий пера с легкими расплывающимися пятнами создает необычайное тональное богатство в рисунке. Рисунки пером и кистью — это, как правило, воплощение энергетического и динамического начала, они очень эмоционально воздействуют на зрителя.
Любимый материал художников — мягкая и бархатистая пастель. Под таким названием существуют наборы цветных мелков, приготовленных из смеси особых веществ (гуммиарабик, декстрин, сахар, раствор солода, молоко, мел, белила) и цветных кра­сителей в виде сухих порошков.
Пастель сгруппирована в наборы карандашей разных оттенков, и, рисуя, художник имеет перед собой как бы готовую палитру.
Пастель является кроющим материалом, так как при накладывании одного штриха на другой виден цвет преимущественно верхнего слоя. Но можно накладывать штрихи различных оттенков параллельно друг другу и растирать их непосредственно на этюде. Пастель по восприятию цветовых пятен, тонкости колорита ближе к живописи, техника же исполнения (штрихи, линии, пятна) — ближе к рисунку.
Для рисунка пастелью требуется шероховатая, тонированная бумага: нейтральный (разбеленный или затемненный) тон помогает «собирать» цветовые оттенки рисунка в общий гармонический строй. Иногда просветы слабо тонированной бумаги, оставленные между штрихами пастели, обобщая цветовой строй, создают единый колорит.
Пастель, так же как уголь и мел, пачкается, поэтому работы необходимо фиксировать. Но фиксирование может изменить приятный мягкий тон и структуру пастели, сделав ее более яркой, резкой по цвету. Поэтому лучше всего закрывать поверхность рисунка пергаментной или папиросной бумагой либо хранить под стеклом.
Процарапывание — это работа толстой иглой или шилом по бумаге, предварительно покрытой черной тушью. Для выполнения рисунка нужно взять плотную бумагу или глянцевый картон. Поверхность бумаги сначала равномерно натирают свечой (воском), затем покрывают черной тушью и дают ей хорошо просохнуть. На просохшей черной поверхности обычным карандашом выполняется рисунок. Целесообразно заранее сделать предварительный эскиз, так как пользоваться ластиком нельзя. Затем по контуру карандашного рисунка процарапываются линии. Процарапывать нужно легко, не прокалывая бумагу, а только снимая верхний прокрашенный слой. Светлые места в рисунке процарапываются частыми мелкими штришками или расширяющимися линиями. Эта техника увлекает красотой и четкостью линий, но изменение первоначального замысла почти исключается. Можно, так же как и в технике работы восковыми мелками, бумагу или картон сначала покрыть акварелью. С акварельной подцветкой рисунок будет выглядеть еще более привлекательным.
Для смешанной техники акварели с тушью нужны акварельная краска, кисточка, черная тушь и ручка с пером. Выполнив карандашом рисунок на бумаге, ее смачивают водой и по мокрому закрашивают акварелью. Затем по еще не просохшей бумаге рисунок обводят тушью, тушь, растекаясь по мокрой поверхности и смешиваясь с акварелью, создает всевозможные причудливые композиции, которые, словно по волшебству, начинают менять очертания. Для того чтобы изображению придать задуманную форму, необходимо поворачивать плоскость бумаги в разных направлениях.
Каждый графический материал, будь то карандаш или уголь, тушь или пастель, имеет свои особенности выражения и способы изображения. Пятно — плоскость и формы, линия очерчивает контур, выделяет главное, точка и штрих не только уточняют и выделяют части, но и создают светотеневые нюансы. Образ, мате­риал и способ изображения тесно переплетены между собой, и от их взаимодействия и согласованности зависит решение задачи гармонии в композиции рисунка. Известно, что выразительно получается толь­ко то, что вызывает удивление и интерес.
«Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы», — говорил выдающийся мастер рисунка Энгр. С помощью различных средств художественной выразительности и материалов художник может придать одному и тому же изображению различный характер или настроение. Например, образ ветки дерева в рисунке точкой нами воспринимается как некая незаконченность, непредсказуемость, мягкость, освещенность; с помощью штриха проявляется резкость, четкость, направленность изображения; линии создают ощущение плавности или динамичности и активности рисунка.
Штрихи разной длины и толщины, нанесенные в различных направлениях, помогают выявить форму предметов, передать пространство и расположение в нем различных объектов изображения.
Графическими средствами можно выразить очень многое. Например, легкость, воздушность и движение облаков, пластику тела, состояние дня, восход и закат солнца, потоки света и т. п. Возможности графических средств практически не ограничены, художник может передать ими все оттенки своих чувств и переживаний.
Печатная графика — тиражное искусство, её произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.
В  зависимости  от  способа  обработки  печатной  формы,  различают выпуклую, углублённую и плоскую гравюру.
Для изготовления выпуклой гравюры на поверхности печатной формы вырезаются острым инструментом все места, которые должны получиться  в  отпечатке  белыми  (фон), и, наоборот,  остаются нетронутыми  (выпуклыми) будущие контуры и пятна рисунка (гравюра на дереве – ксилография и на линолеуме – линогравюра).
В углублённой  гравюре рисунок вырезается на доске, углубления  заполняются краской и с помощью специального печатного станка (пресса) линии переносятся на бумагу (резцовая гравюра, офорт, акватинта и др.).
К плоской гравюре относят литографию (гравюру на камне) и альграфию (гравюру на алюминиевых дощечках).
Как правило, гравюры бывают чёрно-белыми  (тёмный рисунок на фоне  светлой бумаги). Существует и цветная гравюра: оттиск на бумаге выполняется с нескольких печатных форм, на каждую из которых наносится свой цвет (русский лубок, японская гравюра и т. д.).
Древнейшей разновидностью гравюры, по всей вероятности, была ксилография, которая появилась в Древнем Китае в 6 в.; в Европе – лишь на рубеже 14–15 вв. В результате возникновения искусства гравирования впервые появилась возможность широко распространить зримый образ. Появление гравюры в Европе способствовало развитию книгопечатания.
Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты — на улицах и т. д. Ещё совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий.
Плакат — разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.

Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

 

Современная иллюстрированная энциклопедия. Горкин А. П., гл. редактор. «Энциклопедия «Искусство». Часть 1. А-Г (с иллюстрациями)». 259 с.

Графика и живопись. Учеб. пособие / М. Т. Ломоносова. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 202,[6] c.

 

Основные техники живописи


Живопись, один из видов изобразительного искусства. Живописное произведение создаётся с помощью красок, нанесённых на поверхность стены, доски, холста, металла и др. Название «живопись» говорит о том, что художник «пишет жизнь» во всём её богатстве, многообразии и красочном блеске. В этом её отличие от чёрно-белой графики.
Как никакой другой вид искусства, живопись способна воплотить всю гамму чувств, переживаний, отношений между людьми; точные наблюдения натуры и полёт фантазии, великие идеи и мгновенные впечатления, трепет жизни, воздуха и света.
Статуя объёмна, её можно обойти со всех сторон; живопись — искусство красок на плоскости; картину зритель видит лишь с одной точки зрения. Одной из задач живописи, которую каждая эпоха решает по-своему, является создание иллюзии глубины пространства, трёхмерности объёмов на плоскости. В этом заключается условность живописного языка.
Кроме того, краски, имеющиеся в распоряжении художника, не тождественны реальным цветам, его палитра намного беднее природной.
Живописец отбирает в окружающем мире то, что отвечает его художественной задаче, видоизменяет, подчёркивает, обобщает многое в одном, стремится передать внутренние качества людей и законы природы, недоступные непосредственному зрению, свои переживания, своё отношение к ним. Главные выразительные средства живописи: колорит (красочная гамма, обладающая эмоциональным воздействием на зрителя); композиция (соотношение частей картины); перспектива (линейная, обратная, параллельная и др.); светотень (распределение света и тени), линии и красочные пятна; ритм, фактура (характер живописной поверхности — гладкой или рельефной). В манере письма, в движении кисти, в особенностях наложения краски на холст или другую поверхность всегда ощущается индивидуальность художника, его неповторимый творческий «почерк».
По назначению и характеру исполнения различают монументальную, станковую, декоративную и театрально-декорационную живопись.
К монументальной живописи относят стенные росписи (фрески) и мозаики, витражи, плафоны, панно, неразрывно связанные с архитектурой, со стеной (потолком, полом) здания, для которого они создавались; отчасти иконы и большие створчатые алтарные композиции. Монументальные произведения нельзя перенести в другой интерьер. Иконы, складные алтари, предназначенные для храмов, технически возможно поместить в другое пространство (сейчас многие из них выставлены в музеях), однако, лишённые естественного окружения, вырванные из ансамбля, они теряют значительную часть своего воздействия на зрителя. Художественный язык монументальной живописи отличают строгость и величие, лаконизм обобщённых форм, крупные пятна цвета. Монументальная живопись существует с глубокой древности — ещё первобытные люди создавали наскальные росписи (Альтамира в Испании, 15—10-е тыс. до н. э.).
Произведения станковой живописи — картины — создаются с помощью станка-мольберта и не предназначены для конкретного помещения. Первые станковые произведения появились в эпоху Возрождения (15—16 вв.). Основу (доска, холст, натянутый на подрамник, и т. д.) покрывали белым грунтом из гипса (мела), смешанного с клеем или маслом.
Грунт выравнивал поверхность и «подсвечивал» красочный слой изнутри. Наряду с белыми, многие мастера (П. П. Рубенс и др.) использовали цветные (золотисто-коричневые, красные) грунты, придававшие единство колориту картины. Поверх грунта в один или несколько слоёв наносили краски; иногда готовое произведение покрывали лаком. Заключённые в раму картины подобны окну в мир, созданный фантазией художника. Как правило, в них соблюдается единство места, времени и действия.
Декоративная живопись (как сюжетная, так и орнаментальная) призвана не только украшать поверхность стены, но и акцентировать её конструктивные элементы (колонны, столбы, арки и т. д.); её выполняют в технике фрески и др. Разновидностью декоративной живописи является гризайль, широко применявшаяся для украшения дворцовых интерьеров, где она имитировала скульптурные рельефы.
Декоративными росписями украшают также керамические изделия. Роспись керамической посуды называют вазописью.
Театрально-декорационная живопись — это декорации и эскизы костюмов для театральных спектаклей и кинофильмов; наброски отдельных мизансцен.
Основные техники живописи: масляная живопись, темпера, клеевая живопись, энкаустика и др. Акварель, гуашь, пастель занимают промежуточное положение между живописными и графическими техниками. Красочные пигменты первоначально добывались из минералов (жёлто-коричневые охры — из глины, красные — из гематита, белые — из извести, чёрные — из угля или жжёной кости, синие и зелёные — из лазурита и малахита и т. д.).
Позднее появились краски, изготовленные химическим путём. Во всех живописных техниках используются одни и те же пигменты, но разные связующие — жидкие и клейкие вещества, не позволяющие рассыпаться красочным порошкам. Клеевыми красками, замешанными на казеине, писали древнеегипетские мастера; эти краски не растекались, что позволяло передавать множество мелких деталей. Не дошедшие до нас картины легендарных древнегреческих мастеров были написаны в технике энкаустики: краски вплавляли в горячий растопленный воск. Густые восковые краски позволяли создать выразительную рельефную фактуру. В Средние века входит в употребление темпера — краски, замешанные на яичном желтке или белке с разными добавками. Темперные изображения отличает приглушённость красочной гаммы. Темпера прочна и долговечна, не растрескивается со временем, в отличие от масляной живописи.
Масляная живопись появилась в эпоху Возрождения; её изобретение приписывают нидерландцу Я. ван Эйку. Пигменты разводились льняным, ореховым и др. растительными маслами; благодаря этому краски быстро сохли, их можно было накладывать тонкими, прозрачными слоями, что придавало живописи особую светоносность и блеск. Недостаток масляных красок в том, что они со временем теряют эластичность, темнеют и покрываются трещинами (кракелюрами). Работа масляными красками допускает огромное многообразие приёмов — от тонкой тщательной отделки до широкой и темпераментной живописи «alla prima»; с их помощью можно создать гладкую эмалевую поверхность и пластичную, рельефную фактуру. Именно в этой технике художник может с наибольшей полнотой выразить свою творческую индивидуальность и передать всё фактурное многообразие мира — прозрачное стекло, пушистый мех, теплоту человеческой кожи.
Истинное наслаждение для ценителей живописи представляет созерцание чуда превращения мазков в живые формы, плоти красок в плоть вещей. Мастера эпохи Возрождения, «малые голландцы», в 17 в. стремились создать ощущение «нерукотворности» изображённых предметов; они писали тончайшими кистями, накладывая мелкие, незаметные мазочки.
В кон. 19 в. художники стремятся «обнажить» творческий процесс, выявить красоту не только изображённого предмета, но и фактурности самой живописной кладки (сгустки краски, её потёки и наплывы, «мозаика» мазков и т. д.). Мастера 20 в. используют всё многообразие техник и приёмов живописи.

 

Современная иллюстрированная энциклопедия. Горкин А. П., гл. редактор. «Энциклопедия «Искусство». Часть 2. Д-К (с иллюстрациями)». 260 c.

 

 

 

назад

 

www.000webhost.com